Японский дом
Японский дом. Архитектура и дизайн интерьера.
Фрагмент интерьера традиционного японского дома.
Что позволило традиционной культуре жилища Японии обрести вневременную ценность при использовании лишь простых природных элементов? Начиная с XIV века, под влиянием идей буддизма, в стране произошло качественное изменение сознания людей, имевшее отклик, как минимум, на ближайшие 600 лет, и сохранившееся вплоть до наших дней. Суть его состояла в стремлении «устранить несущественное», ища красоту в «обыденном». В применении к идеологии дизайна интерьера и архитектуры жилища она также нашла свое выражение в потребности создания «ощущения простора» в небольшом пространстве, и «вечности» – в хрупких, подверженных разрушению материалах. Интерьер мыслился не столько средством защиты от природы, сколько возможностью гармоничной интеграции с ней. Проживание в доме рассматривалось как способ органичного сосуществования с окружающим миром.
В то время как европейские дома безудержно наполнялись экзотическими предметами, привезенными из колоний, японский дзэн-буддизм не приветствовал в аскетичных жилых помещениях даже мебель, не говоря об украшениях. Идеалом считалось пустое пространство, которое можно было быстро приспособить под текущие нужды. Предметы обихода хранились в нишах (токономах), и доставались оттуда лишь по мере необходимости. «Легкость» японского жилища, отчасти, была связана с частыми землетрясениями, но также, подчинялась буддийскому учению «о преходящем характере всех вещей». Удивительно, но эта особенность не нашла отражения в культурной традиции Индии, Китая или Кореи, т.е — тех стран, откуда буддизм попал в Японию.
Древесина в Японии издавна была предпочтительным строительным материалом.
Религия Синто исповедовала восприимчивость и уважение к природе. Японские мастера умели даже по запаху определять качество древесины. Несмотря на изобилие камня в горных районах страны, и даже кирпича (первое здание из кирпича было построено в Японии в 1870 г.) именно древесина традиционно использовалась при строительстве храмов, замков и жилых домов. Японцы предпочитали жить в хорошо проветриваемых деревянных сооружениях.
Один немецкий архитектор, обучавшийся начале XX века в Баухаусе, посетив Японию, отметил, что «японская архитектура всегда была современной». Действительно, Гропиус утверждал, что «форма следует за функцией», что «меньше значит больше», а также приветствовал идеи модульности и стандартизации. Однако, все это издавна являлось частью японской жилищной традиции. Отличительными чертами стиля традиционного японского интерьера являются минимализм и простота. Подобный эффект достигается умелым сочетанием вертикальных и горизонтальных поверхностей, а также использованием естественных природных цветов.
Интерьер японского дома с нишами токонома и ковриками татами.
Примерно в то время, когда Леонардо да Винчи разрабатывал систему пропорций, основанных на соотношениях частей человеческого тела, японские мастера стандартизировали размеры помещений жилого пространства, привязав их к размеру модулю татами (татами – коврик, используемый для сна). Традиционные японские дома имеют особую связь с природой. Целые стены дома (седзи), при необходимости, можно сдвинуть в сторону, организуя пространство, объединенное с садом. Коридоры по его периметру создают для этого дополнительные возможности. В летнее время они принадлежат пространству улицы, а зимой и ночью, в закрытом состоянии, становятся частью интерьера.
Функционально, японский дом на редкость гибок.
При необходимости, внутри него можно легко создать изолированные комнаты, которые также свободно могут произвольным образом объединяться, или интегрировать интерьер с природой, наполняя его светом и воздухом. Сделанный традиционно из дерева, глины и соломы, дом является экологичным и безопасным в переработке. Даже татами, отслужившие свой срок, могут быть легко утилизированы.
Интересен аспект приватности помещений в японском доме. Японское слово глубина «оку» имеет общий корень со словом жена «оку-Сан», иными словами, женщина, обитающая в глубине дома. То пространство, которое может быть отведено гостю в японском доме, зависит от его отношений с проживающей в нем семьей. Иными словами, «публичное лицо» дома может по необходимости меняться. Подобные особенности быта наложили отпечаток на сложившиеся нормы поведения и общения, в особенности среди женщин. Традиционный японский дом можно функционально разделить на две зоны. Первая, входная, занимающая около одной трети пространства, являлась местом общего пребывания и имела земляной пол. Обычно, это место отводилось для приготовления пищи, занятия ремеслами, или (для территорий с холодным климатом) ночного содержания животных. Вторая зона, с деревянным полом, включала гостиную и спальню. В центре главной комнаты располагался большой очаг.
Дома городской застройки строились в стиле «Сёин-дзукури», заимствованном и адаптированном из Китая в восьмом веке.
«Сёин-дзукури» — стиль оформления жилых помещений, особенно комнат японских самураев XV—XVI веков периода Муромати. Происходит от стиля оформления рабочих кабинетов дзэновских монахов. Особенностью стиля является наличие в комнате ниши, углубления в стене, называемое «токонома», параллельных полок «тигаи-дана», подоконника рядом с нишей и окна с бумажными ставнями.
Интерьер японского дома с раздвижными стенами (седзи), коридором и выходом в сад.
Интерьер подобных домов представлял собой центральное помещение с коридорами для хозяина дома, небольшие комнаты для членов семьи и боковых помещений для гостей и (или) прислуги, расположенных вокруг небольшого пруда или сада. В период Муромати (1336 — 1572) подобное обустройство домов получило распространение у аристократии и самураев, но в период Эдо (1600 — 1867) было запрещено в домах простых людей. Дом с прилегающим участком огораживался забором. Общая концепция проживания, как и прежде, заключалась в гармоничном сосуществовании с природой.
В период Муромати и Эдо возросла роль чайной церемонии, идеалом которой служил тип «скромной хижины». Ее эстетика нашла отражение и в обустройстве жилых домов. То был поиск красоты «в течение времени», сопровождавшийся повышенным вниманием к природным объектам, связанным с процессом старения – мхам на стволах деревьев и камнях в саду. Тогда как в большинстве стран происходил поиск прочных и дорогих материалов, эстетика японцев была обращена к тому, что подчеркивало несовершенство и временность окружающих предметов. Симметрия и повторы избегалась. Стенной декор разделял плоскость на неравные части. Использовались разные, но схожие по структуре породы древесины и неяркие цвета. Цель состояла в том, чтобы «создать обстановку спокойствия и комфорта, а не произвести впечатление». Воплощением изысканности считалась «простота, подчеркивающая одиночество». Чайные домики часто дополняли садовый ансамбль.
В целом, обустройство и дизайн японских домов стимулирует переосмыслить образ жизни человека. Вопреки известной поговорке Ле Корбюзье, японский дом – это не просто «машина для жизни», но дом для души. Вместо декоративной работы с поверхностью или пространством, традиционная японская архитектура и дизайн делает акцент на качестве и психологическом комфорте среды проживания.
Читайте также:
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:
БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ:
Читайте нас в социальных сетях:
Подпишитесь на обновления по E-MAIL:
Популярное в Архитектуре:
Архитектура.
Церковь аббатства Сен-Дени. Архитектура и дизайн интерьера.
В начале XII века французские короли, по сравнению с другими монархами, играли еще довольно скромную роль в политической жизни.
Изобразительное искусство.
Дерен, Андре (1880 — 1954). Картины художников.
Тем, кто неравнодушен к изобразительному искусству XX века и повезло совершить тур во Францию, следует обратить внимание на.
Популярное в Декоре:
Декоративное искусство.
Мужские и женские сумки. Страницы истории и дизайн. Часть 2.
Широкое распространение женских сумок в Европе было связан с именем Луи Виттона (Louis Vuitton), которое в настоящее время.
Форе, Габриэль (1845 — 1924)
Жизнь Г.Форе, французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика, проходила в эпоху бурных.
Фотография.
Профессиональный фотограф и число пространств в кадре.
В арсенале профессионального фотографа существует немало средств, используемых для повышения интереса к просмотру изображений. В.
Трансфер из аэропорта Венеции.
По ряду причин, аэропорт Венеции пользуется большой популярностью среди туристов. В первую очередь, это обусловлено размерами и.
Оригинальный подарок. Восточный сувенир.
Не секрет, что подобрать полезный и оригинальный подарок для близкого человека бывает непросто. В то же время, известно, что.
Журнал по дизайну, строительству и культуре.
При копировании материалов сайта, просим указывать активную ссылку на их источник.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.