Турецкая монументальная архитектура

Турецкая монументальная архитектураТурецкая монументальная архитектура.

Сельджукские мечети строились в виде прямоугольных многоколонных залов с плоскими кровлями. Центральный неф и часть перед михрабом стремились выделить большей высотой или куполом (например, в мечети Алааддина в Конье, Турция, 1156-1220 гг.). Интерьеру мечетей часто предшествовал двор, обнесенный стеной, но без галерей (в отличие от иранских и арабских мечетей). С середины XII в. наряду с плоскими потолками в мечетях используют сводчатые покрытия, в том числе купола в центральном нефе, который делают наиболее широким. В XIV в. появился новый тип мечети с квадратным залом, перекрытым одним большим куполом ( мечеть Давгандос в Карамане , Турция), причем в центре подкупольного пространства устраивался фонтан.

Медресе этого периода повторяли композиционную схем, распространенную на Среднем Востоке: вокруг внутреннего двора расположены одно-двухэтажные корпуса келий (с трех сторон), напротив входа — аудитория и мечеть. В восточных областях центральные части дворовых фасадов имели айваны.

При декоративной отделке интерьеров применялось большинство приемов, выработанных в Иране и Средней Азии. Стены орнаментировали цветными узорами и арабскими надписями.

Геометрические орнаменты обычно выкладывали небольшими кирпичиками или плитками, покрытыми цветной глазурью. Растительные орнаменты составляли из мозаики, выпиливаемой из плиток с использованием шаблона.

Однотонные плитки иногда украшали накладными золотыми узорами. Облицовка плитками обычно велась на гипсовой основе. Применялась также резьба по камню (чаще всего — в убранстве порталов).

После распада Сельджукского государства на независимые феодальные владения и опустошительного монгольского нашествия на северо-западе полуострова выделяется небольшое княжество, названное по имени его основателя Османа I Османским. К середине XV в. Османское княжество объединило под своей властью Малую Азию и разгромило Византийскую империю (в 1453 г. был взят Константинополь). К середине XVI в. после завоевания Сирии, Палестины, Египта, части Кавказа, Венгрии и всего Балканского полуострова Османское государство превратилось в огромную империю.

Искусство этой империи основывалось на традициях сельджукского периода и культурном наследии покоренных народов, главным образом византийцев. Турецкая монументальная архитектура османского периода прошла два этапа развития. Первый этап (первая половина XV в.) характеризуется сохранением основных строительных и декоративных приемов сельджукского времени при стремлении к простым геометрическим формам.

Строившиеся в эти годы мечети можно разделить на три архитектурных типа: унаследованный от предыдущего периода колонный зал с многокупольным покрытием (например, мечеть Улу-Джами в Бурсе 1396-1400 гг.); развивающий тип однокупольной сельджукской мечети прямоугольный зал с мраморным фонтаном, который разделен на две квадратные в плане части, перекрытые двумя куполами (например, мечети Орхана и Ешиль-Джами в Бурсе начала XV в.); купольная мечеть, в которой молитвенному залу предшествует двор с фонтаном, обстроенный сводчатыми галереями (мечеть Уч Шерефели в Эдирне 1437-1447 гг.). Подкупольное пространство мечетей освещалось окнами, устроенными в основании или барабане купола, а в отдельных случаях — фонарем в его зените (например, в мечети Ешиль-Джами в Бурсе 1423 г.).

Добавить комментарий