Это лучше, чем таскать кирпичи на стройке

Это лучше, чем таскать кирпичи на стройкеЭто лучше, чем таскать кирпичи на стройке.

Почему твой выбор пал на документальные фильмы?

Потому что это самое дешевое кино. Не нужны актеры, не нужна дорогостоящая аппаратура для съемок. Достаточно камеры и героев, которым не нужно платить. К примеру, если взять человека, который целый день спит, и снимать его – это уже будет документальное кино. У Энди Уорхола несколько минут люди в фильме целовались. А если поставить скрытые камеры в кинотеатрах, чтобы они снимали последние ряды, то это будет очень даже хорошее документальное кино.

Ты хочешь сказать, что сегодня киноиндустрия целиком от денег зависит?

Да, кино зависит от денег. Тарковский еще говорил, что в этом плане киноиндустрии не повезло. Ее нельзя представить без денег. Да, мы, конечно, снимаем одноминутные фильмы, где какие-то товарищи могут делать какую-то ерунду. Но, в любом случае, если хочешь снять что-либо масштабное, то деньги тебе нужны. Как минимум на топливо и аппаратуру. В этом плане литературе и живописи проще. Денежные затраты не столь значительны. А если снимать игровое кино и брать профессионального актера, он, конечно, может сыграть бесплатно. Но принцип, что профессионал должен получать за работу деньги, никто не отменял.

Кого из режиссеров ты считаешь своим идейным наставником?

Существует очень много режиссеров, чьи фильмы я смотрю с удовольствием. Сейчас я готовлю фильм, сценарий уже написан. Идет поиск финансирования. В этом фильме я нахожу, что на меня в какой-то мере повлияли Тарковский, ранний Михалков, его чеховская сторона, Балабанов и, конечно же, Занусси. Всегда от учителя к ученику что-то переходит. Но это, конечно же, все очень относительно. Я надеюсь, что причислить этот сценарий к технике и стилю какого-то другого режиссера нельзя.

Да, я еще с подросткового возраста смотрел его фильмы, еще с 18 лет у меня была идея попасть на фестиваль, где он будет в жюри. Но оказалось, что я попал к нему в Варшаву, где после знакомства он предложил быть его учеником.

Как в личности режиссера соотносится техническая и творческая часть?

Режиссер – тот человек, который контролирует все этапы в производстве фильма. Я имею в виду настоящее кино. И поэтому все ошибки и недочеты фильма можно легко адресовать режиссеру. Либо он сам сделал ошибку, либо он взял не того человека на работу. Поэтому режиссер обязан быть не только талантливым в творческом плане, но и разбираться в технических моментах.

Каждый ли человек, держащий в руках камеру, может стать режиссером?

Очень многие задают вопрос, какие качества должны быть у режиссера. Многие по-разному отвечают, но единого мнения нет ни у кого. Точно так и я не могу назвать те черты, которые должны быть у режиссера. Но мне кажется, что как не каждый может быть музыкантом, точно также не каждый может стать режиссером. Хотя с первого взгляда может показаться, что это самое простое искусство, потому что если в живописи художник обязан уметь рисовать, а в музыке иметь слух, то здесь некоторые могут подумать, что и вовсе ничего не надо. Нужно просто попробовать снять фильм, и все сразу встанет на свои места.

Энди Уорхол, например, говорил: «Наши фильмы должны быть как можно хуже». При этом его считают ключевой фигурой в американском кино…

Я бы не сказал, что он – ключевая фигура в американском кино. Он великий художник, символ поп-арта. То, что снимал Уорхол, стоит внимания, но я бы не сказал, что он очень уж сильно повлиял на развитие кинематографа. Он, скорее, вызвал чувство подражания у людей, которые не обладали своим видением в искусстве.

Что ты почувствовал, когда увидел свой фильм на центральном белорусском телевидении?

К сожалению, я ничего не почувствовал, мне просто позвонил друг и сообщил: «Батура, твой фильм показывают по телевизору».

Шел ли к этому сознательно?

На самом деле, мне безразлично, будут ли мои фильмы показаны по ТВ. Важно, чтобы фильм дошел до зрителя. Телевидение – это не то место, от которого следует ждать хороших фильмов. И с телевидением я связан очень тесно. В прошлом году я работал с европейским телевидением, с немецко-французским телеканалом ARTE, и могу сказать, что принцип работы и у белорусских, и у западных телевизионщиков один и тот же. Просто разные берега и разный уровень профессионализма.

Что можешь о современном белорусском кино?

Есть такая народная мудрость: о покойниках либо хорошо, либо никак.

Какие перспективы, на твой взгляд, у молодого белорусского режиссера здесь?

Дело в том, что после так называемой видеореволюции, когда камеры хорошего качества стали доступными и относительно дешевыми, в кино все стало гораздо проще. Теперь каждый, кто хочет, может пробовать себя в этом деле. То, что в Беларуси очень много талантливых людей, – это факт. Посмотрите, сколько в Беларуси известных художников хотя бы. Единственное, что эти фильмы не покажут в Беларуси нигде, кроме как на закрытых сеансах. Но, с другой стороны, есть преимущество: в Европе, на Западе интерес к Беларуси очень высокий. Но европейцы, по большому счету, не знают о Беларуси, и поэтому пробиться на международный фестиваль белорусскому фильму проще, несмотря на то, что качество его не будет таким, какое могут сделать западные фильммейкеры. Время от времени в разных уголках Европы устраиваются показы белорусских фильмов. Например, скоро пройдет такой показ в Бонне.

Ты был на многих фестивалях, что можешь сказать про их атмосферу, события? Что такое вообще кинофестиваль с позиции молодого режиссера?

Ну, во-первых, себя показать и других посмотреть. Или как говорили наши отцы – перенять опыт у старших товарищей. Грубо говоря, в большинстве своем фестивали – это тусовка, где ты находишь какие-то полезные знакомства, наблюдаешь за тенденцией развития, например, короткометражного кино. Кроме того, это просто интересно – побывать в разных городах. Но самый главный момент заключается в том, что фильм доходит до зрителя. В нашем случае он омрачен тем, что в основе своей это не белорусский зритель. Естественно, хочется, чтобы твои фильмы смотрели и люди из Восточной Европы.

Какие творческие планы у тебя?

Я продолжаю работать с европейским телевидением. Сейчас с немецким каналом MDR планирую снять короткометражку о писателе и проститутке, еще документальный фильм о том, как живут сейчас в белорусской глубинке, и какие-нибудь маленькие экспериментальные фильмы.

Когда ты понял, что выходишь за рамки документального кино?

Просто наступил такой момент, когда мне стало тесно и скучно. И с самого начала у меня было желание снимать игровое кино. И при первой же возможности я это и сделал.

До полного метра далеко тебе еще?

Документальный фильм, который я планирую сейчас снять, будет полнометражным. А если говорить про игровое кино, то загадывать не берусь, потому что это вопрос денег, во-вторых, наверное, мне еще не хватает опыта для полнометражной работы. Но, я надеюсь, что это скоро произойдет.

Удавалось хоть что-то заработать с помощью камеры?

Конечно. В последнее время этим я и зарабатываю. Естественно, свадьбы не снимаю ( Смеется ).

Хочешь, могу рекламу про тебя снять. А потом заплатишь ТВ, чтобы твое лицо показывали в паузе между сериалами. Может показаться, что я слишком конъюнктурно смотрю на свое творчество. Но мне кажется, это лучше, чем таскать кирпичи на стройке.

Добавить комментарий